Русские вопросы: гражданство, русские школы, и Россия
Вчера я участвовал в предвыборной передаче на Викеррадио, посвящённой темам гражданства и интеграционной политике на эстонском языке (послушать её можно здесь). Дебаты – формат достаточно рваный. Распишу здесь целиком, каковы мои основные позиции по этим вопросам.
На каком языке должны учиться русские дети?
Если «Эстония 200», Партия реформ, «Исамаа», EKRE и прочие получат то, чего хотят, и уже этой весной Эстония решит избавиться от русскоязычного обучения за следующие 4-5 лет, то это приведёт к жуткой напряжённости между государством и русским населением.Тем более, что среди правых партий нет консенсуса: «Эстония 200» хочет, чтобы дети учились в одной школе; реформисты и «Исамаа» хотят оставить русских детей в отдельных школах, но вести там обучение на эстонском языке.
Для внедрения изменений нужны не только хорошие идеи, но и широкая поддержка среди как эстонского, так и русского населения. У идеи школьной реформы правых партий такой поддержки на сегодня нет. Но изменения в образовании затрагивают будущее наших детей.
Этот вопрос безусловно необходимо обсудить. Это нужно делать с привлечением русского населения, родителей и учителей.
Надо сказать также, что я не вижу трагедии в том, чтобы у нас и через 10 или 20 лет оставались отдельные русские школы для тех семей, для кого это очень важно.
Важнее то, чтобы получаемое здесь образование было на высоком уровне, чтобы здания школ были в хорошем состоянии, учителя получали достойную зарплату и т.д.
Для кого Эстония является родиной – только для эстонцев, или для русских тоже?
Определённая часть правых эстонских политиков считает, что Эстония – родина только эстонцев, а остальные здесь просто гости. Это глупо.В Эстонии столетиями жили люди разных национальностей, для которых Эстония была точно такой же родиной; это так и сегодня, и будет завтра. Люди всех национальностей равны.
Экономика Эстонии становится всё более интернациональной, успешные эстонские предприятия нанимают людей со всего мира – даже из Азии и Латинской Америки. Часть из них обязательно осядет здесь, познакомится с местными, заведёт семью, и т.д. Тогда Эстония станет родиной и для них.
Конечно, это не значит, что я отрицаю важность эстонского языка и культуры. Эстония – единственное государство в мире, призванное сохранять нашу народность, язык и культуру. Однако я не вижу в этих целях никакого противоречия с тем, чтобы признавать равноценными жителями нашей страны и людей других национальностей.
Давно живущим здесь людям следует предоставить гражданство в упрощённом порядке
Уже начиная с девяностых годов правые политики боялись, что проживающие в Эстонии русские позволят закрепиться в Рийгикогу пророссийским партиям и политикам. Вот почему они не получили эстонское гражданство. Но сейчас уже не девяностые.Поддержка членства в НАТО среди русского населения растёт, местная русская молодёжь смотрит скорее на запад, чем на восток, и по мышлению всячески походит на своих сверстников в эстонских школах. Ни одной серьёзной «пророссийской» партии на горизонте нет.
Решение вопроса гражданства Эстонии не представляет никакой опасности. Отмену серых паспортов поддерживает и Гражданин года, предприниматель Расмус Раск, который, насколько мне известно, не связан ни с одной партией. Поддерживает это и Женщина года, актриса Мари-Лиис Лилль.
Недавно то же мнение высказала и член СДЭ, министр внутренних дел Катри Райк, хотя её однопартиец, министр иностранных дел Свен Миксер поспешил отметить, что это всего лишь личная позиция Райк.
Я тоже считаю, что людям, проживавшим в Эстонии до 20-го августа 1991 г. можно предоставить гражданство в упрощённом порядке, если они этого захотят.
Я спрашиваю: какой страны они граждане, если не Эстонии?
Внешняя политика Росии и Эстонии
Я вижу опасность изменения нынешнего внешнеполитического курса Эстонии, но исходит она не от русского населения. Скорее я представляю себе, как EKRE может выставить членство в ЕС на референдум.Я чувствую, что большинство русского населения не ждёт от Эстонии переориентации на Россию и поворачивания спиной к Европе. В то же время нельзя отрицать, что заметная часть из них хотела бы, чтобы взаимоотношения Эстонии и России заметно улучшились.
Все мы хотели бы, чтобы отношения не только между Эстонией и Россией, но и вообще между западными странами и Россией были более спокойными и конструктивными, чтобы уменьшилась опасность войны, но это сложные геополитические проблемы.
Несмотря на это, у Эстонии безусловно должны быть политические связи со всеми соседями, в том числе и с Россией. Как минимум для того, чтобы мы лучше понимали и имели больше информации о том, что думают в тех российских кругах, где принимаются решения.
Заключение
Вот мои позиции по данным вопросам вкратце. Я понимаю, что в эстонском обществе у разных людей очень разные мнения по этому вопросу. Тем не менее, я надеюсь, что мы научимся обсуждать эти разногласия мирно.Эстония – независимое государство, и это значит, что решения в конце концов принимаем мы сами. И в принятии этих решений имеют право участвовать все наши люди.